Концепция военно-патриотического воспитания
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение
теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование
его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений,
форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности
в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств,
ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и
требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной
службы к личности, с другой - интересами общества и самой личности, ее
отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях
укрепления обороноспособности и безопасности страны.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания
у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству как
важного направления деятельности, основанной на научных положениях и принципах,
а также условий, обеспечивающих эффективность ее функционирования как
единой, комплексной, постоянно развивающейся системы.
Цель и задачи военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная
и скоординированная деятельность государственных органов, общественных
объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического
сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания - развитие у молодежи гражданственности,
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности
к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно
в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы,
верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного
времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1. проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности
по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания
молодежи;
2. утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому
России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной
службы;
3. создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания,
обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству,
готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению
долга и служебных обязанностей;
4. создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной
системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей
службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований
и органов.
Содержание военно-патриотического воспитания
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью
и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития
нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической
и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения,
главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания,
можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента.
Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью.
Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды
и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим,
военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные
качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение
конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности
его граждан и другие).
Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и
составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами,
установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на
успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции
защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной
службы.
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного
состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания
военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую
и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку
в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего, практического
характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения
военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
В современных условиях в содержании военно-патриотического воспитания
молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные
ценности:
- гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
- общенациональность в государственном масштабе;
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей
политической системе;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
- социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм
морали и права.
Система этих и других ценностей является важным фактором создания современных
войск и сил, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием,
боевой выучкой, мобильностью, готовностью к выполнению сложных и ответственных
задач по защите Отечества в условиях реформирования российского общества
и может быть условно разделена на три сферы: общественно-государственную,
патриотическую и военно-профессиональную.
Общественно-государственная - защита социально-экономических, духовных,
геополитических и других интересов россиян, их свободы и независимости,
а также суверенитета и целостности страны, уважение к власти, понимание
необходимости и правомерности преобразований, осуществляемых высшим руководством.
Патриотическая - любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание,
верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению
Отечеству.
Военно-профессиональная -добросовестное отношение к военной службе, стремление
к образцовому выполнению функциональных обязанностей, высокий уровень
овладения воинской специальностью, честность, коллективизм и взаимовыручка,
сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим, достоинство
и соблюдение требований воинского этикета.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм
и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем
содержания военно-патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к
ее истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым
в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющим духовно-нравственную
основу личности, формирующим ее гражданскую позицию и потребность в достойном,
самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм
представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной
системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного
функционирования.
Готовность к достойному служению Отечеству - это многокомпонентное образование,
соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной
организацией к личности, являющееся результатом ее воспитания и подготовки
к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в
реальной способности к их осуществлению в специфических условиях военной
или иной, связанной с ней, государственной службы. К числу ценностей,
на которых основывается военная и другие виды государственной службы в
Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах,
относятся:
гражданский долг - постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном
отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства;
воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых
обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы
страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге,
воинских уставах, приказах командиров и начальников;
профессионализм - степень овладения различными категориями личного состава
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов своими
служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности военнослужащего
(воинской части, подразделения), характеризующийся высокой степенью готовности
к выполнению задач военной службы в мирное время, в период подготовки
и ведения боевых действий.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации
целей и задач военно-патриотического воспитания, относятся признание высокой
социальной значимости гражданственности, преданность органам государственной
власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость
создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для
их развития у российской молодежи.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих
собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности
в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность
исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом
особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств,
используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность
на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе
индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания
молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного
отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному
выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным
направлениям:
- духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов
и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической
деятельности и поведении Оно включает развитие высокой культуры и образованности,
осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению
Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических
норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
- историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества,
его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям
предков современного поколения и исторической ответственности за происходящее
в обществе и государстве. Включает изучение многовековой истории Отечества,
места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации
в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание
особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших
народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость
и самостоятельность страны;
- политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного
и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе
и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности
страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями
гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной
организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов,
требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
- патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических
ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества
и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания
и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему
Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям,
испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность
к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного
отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному
проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения
служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели
и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации
личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких
результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью
выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать
и реализовывать планы своего профессионального роста;
- психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости,
готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях
обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других
видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых
для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно
включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов
в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений
девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление
стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных
категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная
работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически
сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы
отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм
поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных
с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов
государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими
наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность
Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам
народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность
и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм
и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская
доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм
взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение
к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Воспитание на традициях включает активное использование героических достижений,
боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа
воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной
войны, участников боевых действий в Афганистане, “горячих точках” России
к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение
и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной
формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских
ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к
Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению,
части и т.д.
Система военно-патриотического воспитания
Система военно-патриотической работы представляет собой установленный
или сложившийся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех
её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими
органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике
комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание,
в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению
эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства,
укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления
воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными
результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания
подрастающего поколения на уровне дошкольного и, прежде всего, семейного
воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне
местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое
воспитание молодежи -одно из направлений государственной молодежной политики
России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности
и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях,
в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений:
а) формирование у учащихся общеобразовательной школы готовности к действиям
в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим
видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре,
на учебно-полевых сборах, в других формах в зависимости от местных условий
и типа учебного заведения, не превышающего статус общеобразовательной
средней школы, двусторонние тактические учения в виде военной игры, продолжительные
походы и др.);
б) деятельность военных кафедр в высших учебных заведениях по подготовке
военных кадров младшего офицерского состава (по важнейшим дефицитным военным
специальностям).
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую
и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями,
органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных
Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов,
правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами
других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава,
некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические
и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические,
военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные
школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты
будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты
памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно
работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций,
организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение
и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и
развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование
целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы
на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического
воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического
характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого
в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса
или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным
учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах,
в кружках, на курсах, в секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов
и ответов, “круглые столы”, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения
и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического
воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной
направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических
занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление
подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы
и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения,
тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным
видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического
воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных
форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании,
образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оздоровительный
лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной
направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков,
летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы
средств, которая включает три основных компонента: материально-технический,
образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы
и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений,
памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические
клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля,
спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства
массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические
рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания,
по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию
любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по
выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности
и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих
в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе
и др.
Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс
мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и
образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально
реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности
гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны,
дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе
взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению
ее главной цели.
Важнейшим компонентом системы патриотического воспитания, условием ее
эффективного функционирования являются субъекты этой деятельности.
В настоящее время в патриотическом воспитании участвуют, с одной стороны,
некоторые государственные органы, организации, ведомства, такие, как Госкомитеты
РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, Министерство обороны,
Министерство общего и профессионального образования, МВД, ФПС, Министерство
культуры, Госкомспорт, Минздрав и др. Эффективность их деятельности за
последние годы значительно снизилась. Кроме того, они по-прежнему решают
весьма узкие, ограниченные задачи, которые сводятся к тому или иному сугубо
ведомственному направлению, то есть по существу своему являются частными,
обособленными, чрезмерно специфическими.
С другой стороны, в военно-патриотическом воспитании участвуют различные
объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют
работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами
молодежи. Многие из этих организаций не имеют научно обоснованных, развернутых
программ деятельности и ориентированы на выполнение весьма ограниченных,
хотя нередко и привлекательных задач. Степень организованности субъектов
этой группы, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования
зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют
местные условия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров
и т.д.
Эффективность военно-патриотического воспитания
и его критерии
Ориентированность воспитания патриотизма, готовности к достойному служению
Отечеству на конечный результат предполагает достижение в процессе его
функционирования достаточно высокой эффективности, которая, в свою очередь,
характеризуется определенными критериями.
Эффективность понимается как процесс достижения ее субъектами в ходе осуществляемой
ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных
положительных результатах по формированию патриотизма у молодежи; это
рациональная, оптимальная организация всех звеньев данного процесса в
соответствии с целью, стоящей перед ним, конкретными условиями и особенностями
его осуществления.
Необходимыми условиями определения эффективности военно-патриотического
воспитания является регулярный учет, фиксирование и анализ его результатов,
реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных характеристик
молодежи, таких, как патриотизм, воинский долг, следование лучшим традициям,
готовность к самопожертвованию и других.
Эффективность зависит от двух основных факторов:
а) состояния объективных и субъективных условий макро- и микросреды и
их учета в процессе воспитательной деятельности;
б) внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени
взаимодействия основных компонентов в системе военно-патриотического воспитания
(субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.).
Определение того или иного уровня эффективности воспитания производится
на уровне критериев, которые выступают своего рода образцом, эталоном,
выражают высший, наиболее оптимальный уровень военно-патриотического воспитания,
определяют степень его соответствия, приближения к норме, идеалу. Основанием
для выведения конкретных критериев эффективности является результат воспитания,
соотносимый с затраченными усилиями и объективно заданными параметрами
этой деятельности, осуществляемой в интересах решения конкретных задач
по развитию патриотизма у личности, той или иной категории молодежи, их
готовности к достойному служению Отечеству.
Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, изложенных
в концепции, являющихся основой для решения важнейших задач воспитания
молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее
готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах
жизни общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования
и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях
и направлениях этой деятельности. Необходимо сделать все возможное для
того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина
и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении
данной цели социальными и государственными институтами, макро и микроусловиями,
факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение
одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации,
значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно
переоценить.
Основные направления военно-патриотического воспитания
В системе образования России уже сложились определенные направления и
формы патриотического воспитания учащихся. Оно является одним из приоритетных
в формировании у молодежи высокого патриотического сознания, готовности
к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.
Военно-патриотическое воспитание молодежи осуществляется по следующим
основным направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и
ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической
деятельности и поведении;
Историческое - осознание неповторимость Отечества, его судьбы, неразрывности
с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности
за происходящее в обществе и государстве. Здесь необходимо изучение многовековой
истории Отечества, места и роли в России в мировом историческом процессе,
ее защиты от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов,
обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных
поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного
и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе
и государстве, основных положений концепции безопасности страны и ее военной
доктрины;
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных черт, составляющих
ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении
Отечеству, готовность к такому служению в специфических условиях военной
или иной, связанной с ней государственной службы;
Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного
отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному
проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах самореализации
личности, успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач;
Психологическое - воспитание у молодежи высокой психологической устойчивости,
готовности к выполнению сложных и ответственных задач, умения снять психологическую
напряженность, преодолеть стресс.
Все эти направления органически взаимосвязаны, объединены в процессе практической
деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими
основами военно-патриотического воспитания.
|